С 23.04.2024 вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2024 № 460 в Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Указанными изменениями предусмотрен перерасчет размера платы за коммунальные услуги в связи с призывом потребителя на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы РФ.
Перерасчет платы можно оформить за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, где нет индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов путем обращения в соответствующие ресурсоснабжающие организации с приложением документов, подтверждающих период прохождения военной службы по мобилизации.
Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек», который зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2021, установлен новый порядок ведения и хранения трудовых книжек.
Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность человека (ч. 1 ст. 66 ТК РФ). В ней указывают сведения о приеме на работу и увольнении.
Трудовая книжка подтверждает стаж работника. Стаж работника имеет значение для выхода человека на пенсию, предоставления ему очередного ежегодного отпуска и расчета больничных.
Трудовые книжки ведут на всех работников (кроме совместителей), проработавших по трудовому договору больше 5 дней, в том числе на сезонных, временных и дистанционных работников.
Если сотрудник устраивается на работу впервые, работодатель обязан выдать и оформить ему трудовую книжку. Если же у работника была трудовая книжка, но он потерял или повредил ее, кадровик обязан оформить ему новую (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).
В частности, приказ устанавливает форму и порядок ведения, хранения трудовых книжек, выдачи дубликата трудовой книжки и трудовой книжки при увольнении или при подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Прокурор района
старший советник юстиции А.В. Фокин
М.М. Умбеталиева тел. 2-13-34
Проблемы воспитания и становления подрастающего поколения в современных реалиях являются актуальными. К большому сожалению, в настоящее время появляется огромное количество новостей о тех или иных преступлениях, направленных против несовершеннолетних.
Согласно ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
В соответствии со ст. 156 УК РФ под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением.
Данная норма закона связана с невыполнением требований ст. ст. 63 и 65 Семейного кодекса РФ, перечисляющих родительские обязанности. К таковым относятся: обязанность воспитывать своих детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, материально содержать их.
Уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ наступает в случае жестокого обращения с несовершеннолетними, при этом оно должно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Указанные условия не могут существовать друг без друга, поскольку выражаются в отношениях между воспитателем и воспитуемым (жестокое обращение к воспитуемому, выраженное в его избиении, издевательстве, унижении человеческого достоинства, отказе в питании, ограничении в свободе передвижения и т.д.).
Санкция ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Прокурор района
старший советник юстиции А.В. Фокин
М.М. Умбеталиева, тел. 2-13-34
Согласно Указу Президента РФ от 26.07.2021 №437 дети-инвалиды и сопровождающие их лица должны проходить без очереди в магазинах, кафе и ресторанах, поликлиниках и больницах, детских садах и школах.
Предприятия торговли и общепита, службы быта, связи и ЖКХ, учреждения здравоохранения, образования, культуры, юридические компании обязаны обслуживать вне очереди детей-инвалидов и тех, кто их сопровождает.
Помимо этого дети-инвалиды будут в первоочередном порядке проходить на прием к руководителям и иным должностным лицам организаций и предприятий.
Ранее данные положения касались только инвалидов I и II групп. Напомним, группы инвалидности устанавливают совершеннолетним гражданам, а детям - категорию «ребенок-инвалид».
Прокурор района
старший советник юстиции А.В. Фокин
М.М. Умбеталиева тел. 2-13-34
Прокуратурой района в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации №400 от 29.12.2009 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов» в 2014 году проводилась работа по проверке законности издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов.
За прошедший период выявлено 170 нарушений в сфере антикоррупционного законодательства, в целях устранения которых принесено 37 протестов, 9 требования, 20 представлений, а также 1 исковое заявление.
Проанализированы причины несвоевременного поступления правовых актов в прокуратуру района. Приняты меры направленные на исправление сложившейся ситуации. С этой целью дополнительно изучены постановления глав муниципальных образований, регламентирующие порядок предоставления в прокуратуру района НПА и их проектов. Направлена информация о необходимости внесения корректив в указанные акты. Данная информация рассмотрена, удовлетворена.
Заключено дополнительное соглашение, регламентирующее вопросы взаимодействия прокуратуры района с органами местного самоуправления в сфере нормотворческой деятельности.
Прокуратурой района ежеквартально проводятся сверки действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия федеральному законодательству.
Установлено, что истекший период 2014 года ОМС издано 2170 правовых актов, из которых решений Советов депутатов – 671, постановлений – 1352, распоряжений – 147. Из указанного числа 473 являются нормативными правовыми актами. Однако, далеко не все указанные НПА поступили в прокуратуру района.
Проведена ревизия действующих НПА в ходе которой выявлено 46 НПА противоречащих действующему антикоррупционному законодательству.
Так, в рамках мониторинга НПА проведена антикоррупционная экспертиза распоряжения главы администрации Тоцкого района №16-р от 21.10.2009 «О порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» (далее по тексту - Порядок).
Проверкой установлено несоответствие Порядка действующему антикоррупционному и Федеральному законодательству.
Так, п.3 Порядка изложен в следующей редакции «во всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений муниципальных служащий обязан незамедлительно уведомлять о данных фактах главу администрации (главу муниципального образования, руководителя структурного подразделения)», однако согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее по тексту Закон 293-ФЗ) муниципальный служащий обязан уведомлять обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений не только представителя нанимателя (работодателя), а также органы прокуратуры или другие государственные органы.
Подобное нарушение порождает коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «ж» ст.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы установленной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту – Методика), а именно выражен в неполноте административных процедур - отсутствии порядка совершения должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
Помимо изложенного, в нарушение ч.3 ст.9 Закона 293-ФЗ Порядком не установлено, что невыполнение муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Закона 293-ФЗ является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подобное нарушение также порождает коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «ж» ст.3 Методики.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесен протест, который рассмотрен , в правовой акт внесены изменения, однако нарушения фактически не устранены, в связи с чем прокуратурой района вновь принесен протест.
Также при проведении антикоррупционной экспертизы постановления главы МО Богдановский сельсовет от 12.11.2012 №74-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Богдановский сельсовет», установлены нарушение пп.3 ч.1 ст.6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-Ф3 «О противодействии коррупции» согласно которой одной из мер по профилактике коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В нарушение указанных норм постановлением главы МО Богдановский сельсовет установлены заниженные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
Аналогичные нарушения выявлены в подобных постановлениях еще в 8 сельских советах (МО Верхнебузулукский сельсовет, МО Ковыляевский сельсовет, МО Кирсановский сельсовет, МО Малоремизенский сельсовет, МО Павло-Антоновский сельсовет, МО Молодежный сельсовет, МО Приютинский сельсовет, МО Свердловский сельсовет).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесено 9 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
При проведении антикоррупционной экспертизы распоряжения главы МО Ковыляевский сельсовет от 26.03.2012 № 6-р «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального образования Ковыляевский сельсовет и урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти МО Ковыляевский сельсовет», установлено, что в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 «О комиссиях федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым установлены основания для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, в Положении сельсовета неправомерно сужены основания для проведения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, что в свою очередь порождает коррупциогенный фактор предусмотренный п.«а» ст. 3 Методики.
Аналогичные нарушения выявлены еще в 12 сельских советах (МО Богдановский сельсовет, МО Верхнебузулукский совет, МО Зареченский, МО Злобинский сельсовет, МО Малоремизенский сельсовет, МО Медведский сельсовет, МО Молодежный сельсовет, МО Погроминский сельсовет, МО Преображенский сельсовет, МО Пристанционный сельсовет, МО Приютинский сельсовет, МО Суворовский сельсовет).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района принесено 13 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Решением Совета депутатов МО Зареченский сельсовет от 08.11.2013 №36 утверждены размеры платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилого помещения по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда на территории муниципального образования Зареченский сельсовет для филиала «Оренбургский» ОАО «Славянка».
В нарушение ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в Решении не установлены периоды действия тарифов на указанные услуги, которые согласно ч. 3 ст. 13 указанного Закона не могут быть установлены менее чем на три года и более чем пять лет и должны соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Данное Решение устанавливало для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
В целях устранения нарушений прокуратурой района принесен протест.
При изучении постановления главы администрации МО Тоцкий район от 27.09.2012 № 993-п «Об утверждении районной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2014-2016 годы», также установлены нарушения, поскольку содержали коррупциогенный фактор и устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил по формуле «вправе».
Кроме того, в нарушение п.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок вступления в программы определен с момента подписания постановления, а не после его официального опубликования (обнародования).
В связи с выявленными нарушениями принесен протест, который в настоящее время удовлетворен в полном объеме.
Прокуратурой района в рамках ревизии НПА проведена антикоррупционная экспертиза Регламента об оказании материальной помощи малоимущим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, принятого постановлением главы МО Медведский сельсовет от 21.01.2013 № 6-п (далее по тексту - Регламент).
Установлено, что в Регламенте присутствует коррупциогенный фактор предусмотренный Методикой проведения антикоррупционной экспертизы. Так, п. 2.7.10 Регламента, в исчерпывающем перечне документов, необходимых для оказания услуги предусмотрена возможность истребования «других необходимых документов, в зависимости от сложившейся трудной жизненной ситуации».
Подобная формулировка порождает коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч.3 Методики – широта дискреционных полномочий, а именно неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органами местного самоуправления для оказания муниципальной услуги.
Аналогичные нарушения выявлены еще в 6 административных регламентах принятых администрациями МО Приютинский сельсовет, сельсовет, МО Молодежный сельсовет, МО Богдановский сельсовет, МО Ковыляевский сельсовет, МО Погроминский сельсовет, МО Тоцкий сельсовет.
В целях исключения коррупциогенных факторов прокуратурой района внесено 7 требований, которые рассмотрены и удовлетворены.
Установлено, что постановлением главы администрации Тоцкого района от 30.08.2013 № 896-п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Тоцкого района, содержащий в своей формулировке нормы расширенного толкования по формуле «вправе», что является нарушением Методики проведения антикоррупционной экспертизы.
В связи с выявленными недостатками в адрес главы администрации Тоцкий сельский совет направлено требование об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.
В постановлении главы МО Тоцкий район от 17.01.2011 № 25-п «Об утверждении положения по оплате труда работников муниципальных учреждений образования Тоцкого района», выявлены коррупциогенные факторы предусмотренные п. «а» ч.3 Методики, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения. Положение содержало формулировку, позволявшую руководителю муниципального учреждения расходовать сэкономленные средства по фонду оплаты труда по собственному усмотрению. Выявлены иные нарушения в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.
В связи с выявленными нарушениями в адрес главы МО Тоцкий район направлено требование об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, которое в настоящий момент рассмотрено и удовлетворено.
По результатам проведенной проверки установлены пробелы в нормативном регулировании в данной сфере противодействия коррупции.
Так, только в 1 из 18 сельских советов (Верхнебузулукский сельсовет) принят нормативно правовой акт регулирующий порядок предоставления сведений о расходах муниципальными служащими. По данному фактам главам сельских советов района направлено 17 представлений, содержащих сведения о необходимости восполнения пробелов антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения указанных представлений нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности
В январе 2014 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов МО Богдановский сельсовет Тоцкого района.
Прокуратурой района большое внимание уделяется экспертизе проектов нормативно-правовых актов. Так, в результате проверки проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления района, составлено 5 отрицательных заключений в связи с выявлением в указанных проектов коррупциогенных факторов.
Прокуратурой района, в рамках проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства в сфере образования изучен локальный нормативно правовой акт – Устав МБОУ «Верхне-Бузулукская СОШ» на предмет соответствия требованиям действующего законодательства.
Установлено, что в нарушение Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, Уставом МБОУ «Верхне-Бузулукская СОШ» установлены требования, не предусмотренные законом. Так, в соответствии с пунктом 5.5 Устава прием детей в школу осуществляется при предоставлении медицинской карты. Данное нарушение, не только противоречит действующему законодательству, но и порождает коррупциогенный фактор предусмотренный п.«а» ст. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы.
Аналогичные нарушение были выявлены в Уставах еще 5 общеобразовательных учреждений Тоцкого района, а также в 6 Положениях о приеме в школы.
В целях устранения нарушений принесено 11 протестов, 5 из которых удовлетворены, 6 находится на стадии рассмотрения.
Помимо изложенного, прокуратурой района проведена проверка соблюдения работниками образования законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлены нарушения федерального законодательства.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства, не все муниципальные служащие в сфере образования и руководители образовательных учреждений предоставляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Так, проведенная проверка показала, что Голевым С.Н. – директором МБОУ ДОД Тоцкая ДЮСШ., Рыжковым В.К.- директором МАОУ Тоцкая СОШ им.А.К.Стерелюхина, Антиповой Г.А.- директором МБОУ Верхнебузулукская СОШ, Емельяновой И.Э.- директором МАОУ Кирсановская СОШ, Малютиной Т.И.,- директором МБОУ Пристанционная ООШ, Игнатовой Л.А, - заведующей д/с «Солнышко», Дудиной Е.Н.- директором МБОУ ДО Тоцкий ДДТ, Егоровым В.А.- директором МБОУ Погроминская СОШ, Рябовой Н.Е.- директором МБОУ Жидиловская ООШ, Юровой Е.А.- директором МБОУ Злобинская ООШ, Малявиной О.В., – заведующей д/с «Звездочка», Хозиной А.Х.- заведующей д/с «Колокольчик», Акимовой Е.В.- заведующей д/с «Василек», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2013 год не были представлены.
Решение о назначении на руководящие должности Павельевой Н.И.- заведующей МБДОУ д/с «Теремок», (назначена 17.12.2013), Мережко Е.В.- директора МБОУ Богдановская СОШ, (назначена 20.08.2013), Савоськиной Е.В.- директора МБОУ Зареченская классическая гимназия (назначена 21.08.2014) было принято в отсутствии сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанных лиц в качестве граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации.
Кроме того, Середой С.М.,- специалистом Тоцкого РОО, не были указаны сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2013 год.
Также сведения о доходах руководителей образовательных учреждений района не размещены на официальном сайте отдела образования администрации муниципального образования Тоцкий район, либо на сайте администрации муниципального образования Тоцкий район.
В результате бездействия руководства отдела образования администрации муниципального образования Тоцкий район руководителями образовательных организаций района, специалистами отдела образования района допущены вышеуказанные нарушения при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год, а также справок о доходах своих супруги (супруга), несовершеннолетних детей.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что руководством отдела образования администрации муниципального образования Тоцкий район меры по предупреждению коррупции не разработаны, должностные лица организации, ответственные за профилактику коррупционных нарушений, не назначены, локальные нормативные акты по предупреждению совершению коррупционных правонарушений, урегулированию конфликта интересов не разработаны.
По результатам проведенной проверки в адрес главы района внесено представление.
Прокуратурой Тоцкого района проведена проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства в организациях ЖКХ. Проведенной проверкой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.2 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции разработанных Министерством труда Российской Федерации, а также ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" руководством МУП «Тоцкий коммунальник» меры по предупреждению коррупции не разработаны, должностные лица организации, ответственные за профилактику коррупционных нарушений, не назначены, локальные нормативные акты по предупреждению совершению коррупционных правонарушений, урегулированию конфликта интересов не разработаны.
В целях устранения выявленных нарушений внесено представление, которое в настоящее время удовлетворено, виновное лицо привлечено к ответственности, разработаны соответствующие положения.
«Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» - так гласит ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Закон уполномочил прокуратуру РФ осуществлять надзор за исполнением законов Российской Федерации во всех сферах деятельности.
В настоящей статье хотелось бы немного рассказать об одном из наиболее приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры – о надзоре за исполнением законов органами внутренних дел при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях
Генеральная прокуратура РФ и Министерство внутренних дел РФ уже давно серьезно обеспокоены частыми нарушениями законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях. Вместо реальных мер по защите граждан от преступных посягательств, изобличению виновных и привлечению их к установленной законом ответственности, сотрудники милиции нередко допускают необоснованные прекращения и отказы в возбуждении уголовных дел, а также другие нарушения законности, совершаемые при раскрытии и расследовании преступлений. В том числе на практике имеют место и факты прямого укрытия преступлений от учета в виде непринятия заявлений от граждан либо уклонение от их регистрации надлежащим образом в ОМВД.
В целях повышения результативности прокурорского надзора за законностью разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел прокуратурой района ежедневно проводятся проверки в ОМВД России по Тоцкому району соблюдения законов регистрации сообщений и заявлений о преступлениях, проверяются материалы проверок по сообщениям о преступлениях, поступившим в ОМВД и их полнота. При наличии явных признаков преступления принимаются меры к немедленному возбуждению уголовного дела.
Хотел бы обратить внимание, что и в ОМВД России по Тоцкому району имеют место подобные нарушения. Результаты прокурорских проверок показали, что за 2014 год прокуратурой района выявлено и поставлено на учет 4 ранее известных, но не зарегистрированных преступлений. В адрес руководства ОМВД России по Тоцкому району за допущенные нарушения закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях было направлено 3 представления, по которым 10 сотрудников ОМВД привлечено к дисциплинарной ответственности.
Выражая свою точку зрения, скажу, что основная масса укрытых от учета преступлений все еще продолжает оставаться вне поля зрения прокуратуры района. Этому способствует юридическая неграмотность населения, нежелание вдаваться в судебные тяжбы, а зачастую и уговоры недобросовестных сотрудников полиции, нежелающих принимать меры по заявлениям, сообщениям граждан и раскрывать преступления.
Сложившаяся обстановка требует более целенаправленной и эффективной работы по пресечению нарушений закона в данной сфере как прокуратуры района, так и каждого жителя нашего района в отдельности.
В соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Данный срок может быть продлен до 10 суток по ходатайству лица, проводящего проверку, руководителем следственного органа, начальником органа дознания.
Свыше 10 суток срок проведения проверки может быть продлен руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурором по ходатайству дознавателя. О принятом решении в обязательном порядке сообщается заявителю.
Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ (строгой отчетности) о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
В случае очевидных нарушений закона, допущенных сотрудниками ОМВД России по Тоцкому району при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, а именно если сотрудники полиции у кого-то из жителей района, у какой-либо организации, учреждения, предприятия, не приняли заявление о преступлении, не приняли мер по рассмотрению их заявления или сообщения, я рекомендую незамедлительно обращаться в прокуратуру района. Уверен, что меры будут приняты незамедлительно. Виновные лица будут привлечены к установленной законом ответственности.
Следует отметить, что вышеуказанные требования законодательства об учете, приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях относятся и к иным правоохранительным органам.
Какими нормативными актами регламентируется порядок осуществления государственного и муниципального контроля?
Вопросы осуществления проверок за деятельностью субъектов предпринимательства регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон №294-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами. Особенности в отношении отдельных видов контроля могут быть предусмотрены соответствующими профильными законами (например, государственного пожарного надзора - Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
На все ли проверки распространяются положения Закона № 294-ФЗ?
Требования названного Закона не применяются при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками МВД, ФСИН, ФСКН ФСБ, ФТС, СВР, ФСО, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом и в других случаях, указанных в п.п. 3 и 3.1 ст. 1 Закона №294-ФЗ.
Могут ли проверки проводиться не органами государственной власти и местного самоуправления?
Общественные объединения и негосударственные (частные) организации не имеют право осуществлять какие-либо проверки предпринимателей.
Каков порядок проведения проверки?
Все проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа контроля, который в начале проверки вручается под роспись руководителю проверяемого лица или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения. По тогам проверки составляется акт, один экземпляр которого также вручается проверяемому лицу. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе).
Должны ли контролирующие органы извещать о проведении проверки?
О проведении плановой проверки лицо извещается не позднее трех рабочих дней до ее начала, внеплановой - не менее чем за двадцать четыре часа посредством направления копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Однако предварительного уведомления о внеплановой проверке не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Какие бывают виды проверок?
Проверки делятся на плановые и внеплановые, каждая из которых может быть выездной (проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности) и документарной (проводятся по месту нахождения контролирующего органа).
Ограничена ли периодичность плановых проверок?
Общая периодичность плановых проверок - по истечении 3 лет, с даты последней проверки, государственной регистрации или начала осуществления предпринимательской деятельности согласно поданного уведомления. Вместе с тем, иная периодичность может быть предусмотрена специальными федеральными законами (например, проверка в рамках лицензионного контроля возможна по истечении 1 года, с даты выдачи лицензии - ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Что может послужить основанием для внеплановой проверки?
Общими основаниями для внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об
устранении выявленных нарушений;
2) поступление в орган контроля обращений и заявлений граждан,
информации от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе;
- нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
- приказ (распоряжение) руководителя органа контроля, изданный в
соответствии с поручениями Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и на основании требования
прокурора.
Другие основания могут быть предусмотрены специальными федеральными законами (например, наличие заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав может стать поводом для проверки Государственной инспекции труда - ст. 360 Трудового кодекса РФ).
Может ли основанием для внеплановой проверки быть анонимное обращение?
Согласно п. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, приведенных в ответе на предыдущий вопрос, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Ограничен ли срок проверки?
Максимальный срок проверки не может превышать 20 рабочих дней (конкретный срок плановой проверки определяется планом, внеплановой - приказом о ее проведении).
При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст. 13 Закона №294-ФЗ). Данное время считается по продолжительности нахождения инспектора на предприятии.
Что такое журнал проверок и зачем он нужен?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в который контролирующими органами вносятся сведения о всех проводимых контрольных мероприятиях (п. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В последующем записи в журнале помогут отстоять свои права.
Реальный пример из практики: исходя из записей в журнале одного микропредприятия на момент последней проверки другими контролирующими органами уже был исчерпан лимит в 15 часов. Несмотря на то, что данное контрольное мероприятие было включено в план, суд признал его незаконным и отменил назначенный по его результатам административный штраф.
Какие права при проведении проверки предоставлены предпринимателям?
При проведении проверок предприниматель вправе (ст. 21 Закона №294-ФЗ):
- непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать необходимые объяснения;
- получать от проверяющего лица информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующего органа в административном и (или) судебном порядке;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Существует ли ответственность органов контроля за нарушения законодательства в данной сфере?
В случае грубого нарушения требований Закона № 294-ФЗ, как то отсутствие оснований для проверки, отсутствия согласования с органами прокуратуры, нарушения сроков, проведение проверки без распоряжения (приказа) и т.д., результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований и подлежат отмене (ст. 20). Одновременно ст. 19.6.1 КоАП РФ для сотрудников органов контроля предусмотрена административная ответственность вплоть до дисквалификации.
Как проверить действительно ли в отношении меня проводится проверка?
Проверить достоверность плановой проверки можно, изучив план данного контролирующего органа, в случае внеплановой проверки - позвонив в соответствующую службу, контактные телефоны которых всегда указываются на официальных сайтах или в справочной литературе.
Что такое уведомительный порядок предпринимательской деятельности?
По ряду направлений деятельности, например предоставление бытовых услуг, услуг общественного питания, розничная торговля и т.д., предприниматели обязаны предварительно уведомить о ее начале уполномоченный орган (ст. 8 Закона № 294-ФЗ). При этом предъявление требований о получении в данных случаях каких-либо разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти или местного самоуправления, для начала осуществления такой предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.
В каких случаях сотрудники полиции вправе проводить проверки?
Органами внутренних дел, за исключением подразделений ГИБДД, лицензионно-разрешительной системы и вневедомственной охраны, проверки хозяйствующих субъектов проводятся исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК РФ, КоАП РФ и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". В плановом или рейдовой режимах, а также по собственной инициативе проверки не проводятся.
Какова роль органов прокуратуры в защите предпринимателей от излишнего давления со стороны контролирующих органов?
Полномочия прокуратуры:
- формирование сводного плана проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, исключение из планов органов
контроля необоснованных проверок;
- согласование в ряде случаев внеплановых выездных проверок;
- проведение проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере государственного и муниципального контроля и надзора, принятие при необходимости мер прокурорского реагирования.
Какие меры реагирования могут быть применены при выявлении нарушений закона со стороны органов контроля?
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, принести протест на противоречащий закону правовой акт, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявить предостережение о недопустимости нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном любой статьей КоАП РФ, а также о направлении материалов в следственные органы для проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях лица состава преступления.
Все ли внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры?
С органами прокуратуры согласовываются только внеплановые выездные проверки, проводимые на основании обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно об их угрозе.
Отдельными федеральными законами могут предусматриваться иные случаи внеплановых проверок, требующих согласования с органами прокуратуры.
Где можно ознакомиться с планом проверок на очередной год?
План проверок на очередной год размещается в Интернет-сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru) и прокуратуры Оренбургской области (orenprok.ru), а также официальных Интернет-сайтах соответствующих органов контроля.
Куда обращаться если мои права нарушаются?
В случаях нарушения Ваших прав Вы вправе обращаться в районные (городские) прокуратуры по месту совершения неправомерных, по Вашему мнению, действий, адреса и телефоны которых указаны на сайте прокуратуры Оренбургской области.
Может ли прокурор посодействовать в понуждении моего контрагента к исполнению своих обязательств?
Согласно ст. 21 и ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Экономические споры между хозяйствующими субъектами разрешаются в судебном порядке.
Какие еще аспекты кроме государственного контроля находятся в поле зрения прокуратуры?
Наряду с надзором за контролирующими органами прокуратурой значительное внимание уделяется соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг, при осуществлении разрешительных, лицензионных, регистрационных и других правоприменительных процедур, устранению средствами прокурорского надзора административных барьеров в сфере бизнеса, в том числе связанных с введением не предусмотренных законодательством процедур и запретов, обязательных платежей, истребованием излишних документов, надзору за исполнением законов о защите конкуренции, о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также за законностью нормативных правовых актов в указанной сфере.
1) Информационный материал для работников о способах защиты нарушенных трудовых прав.
Осведомленность работников об их правах и использование предоставленных законом прав являются залогом соблюдения законных интересов работников при осуществлении ими трудовой деятельности.
Конституцией Российской Федерации регламентировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу статьи 352 Трудового кодекса каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Действующим законодательством предусмотрены следующие способы защиты трудовых прав: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Таким образом, защита трудовых прав работников, включает в себя способы и соответствующие им процессуальные формы, обеспечивающие восстановление нарушенных прав и законных интересов работников.
Первый способ защиты трудовых прав предполагает самостоятельные действия работника без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.
В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя в письменной форме, вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. При этом работнику следует иметь в виду, что правомерен отказ от выполнения работы в двух случаях: отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, и работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, кроме определенных случаев (работа пожарных, взрывотехников, работа по ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и т.п.).
Кроме того, работник в соответствии со статьей 142 ТК РФ вправе приостановить выполнение своих обязанностей из-за задержки выплаты заработной платы и отсутствовать на рабочем месте вплоть до ее полной выплаты. Приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы возможна лишь после письменного извещения работодателя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей непосредственно после выплаты заработной платы.
Привлечение к дисциплинарной ответственности работников, реализующих право на защиту, законом не допускается.
Второй способ – защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (статьи 370-373 ТК РФ). Так, закон наделяет профсоюзы правом контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и локальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в частности, выполнение ими условий коллективных договоров). Профсоюзы правомочны контролировать исполнение работодателем условий трудовых договоров, соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, предоставление льгот отдельным категориям работников. Работодатель, получив требование профсоюзной организации об устранении выявленных нарушений, обязан в недельный срок сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Третий способ – государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый системой государственных органов.
В число таких органов входит Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы – государственные инспекции труда.
По вопросу нарушения трудовых прав работник вправе обратиться в соответствующую территориальную государственную инспекцию труда как на консультативный прием, так с заявлением. Срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней со дня регистрации. В отдельных случаях, требующих тщательной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О результатах проверки работник извещается в письменной форме.
В случае выявления нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор труда выдает работодателю предписание об их устранении. В случае обнаружения в действиях работодателя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27. КоАП (нарушение законодательства о труде и об охране труда) государственный инспектор труда принимает решение о наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В дальнейшем, за аналогичное административное правонарушение предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Защита трудовых прав граждан осуществляется также средствами прокурорского реагирования, поскольку надзор за исполнением законодательства об оплате труда является приоритетной отраслью прокурорского надзора.
Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется мониторинг состояния законности в сфере соблюдения законов о труде и занятости. Проведение проверок в обозначенной сфере направлено на предотвращение нарушений прав работников, их защиту и восстановление. Одним из наиболее распространенных нарушений, с которыми сталкивается работник, является несоблюдение работодателями права на своевременное и полное вознаграждение за труд, что служит основанием для принятия прокурорами мер реагирования.
Процедура обращения в прокуратуру аналогична описанной выше процедуре обращения в государственную инспекцию труда. Срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 суток с момента поступления заявления. По результатам рассмотрения обращения, в случае выявления нарушений трудовых прав граждан прокурор принимает соответствующие меры реагирования – внесение представления работодателю об устранении выявленных нарушений, возбуждение дела об административном правонарушении, опротестование нормативного акта, противоречащего нормам трудового законодательства. Кроме того, прокурор вправе обратиться в интересах работника в суд с заявлением о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы и иных, предусмотренных законом выплат, причитающихся работнику.
Четвертый способ – это судебная защита. Суд в соответствии со статьей 382 ТК РФ является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом необходимо отметить, что для обращения в суд необходимо соблюдение процессуальных сроков. Так, работник вправе обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора в течение трех месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его права. По спорам об увольнении срок обращения в суд составляет один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Пропущенный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска.
Дела по спорам, возникающим из трудовых отношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о взыскании заработной платы, восстановлении на работе, об изменения даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.
К органам по рассмотрению индивидуальных трудовых споров относятся также комиссии по трудовым спорам, которые создаются по инициативе работников или работодателя. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения комиссии.
Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность защиты трудовых прав работника во многом зависит от своевременности обращения работника в соответствующие органы и инстанции, соблюдения процедуры подачи жалобы, заявления.
2) Информация для автовладельцев.
В связи с участившимися обращениями граждан в прокуратуру Тоцкого района по вопросам навязывания страховыми компаниями дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, в целях предупреждения нарушения законных интересов владельцев автотранспорта, возникает необходимость разъяснения положений законодательства, регулирующих правоотношения в обозначенной сфере.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) договор ОСАГО является публичным.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно п. 4. ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии с п. 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П и вступившим в силу с 11.10.2014 (далее - Правила), владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 40-ФЗ услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале). Указанное положение вступило в силу с 01.09.2014.
Перечень представителей страховых организаций в регионах Российской Федерации, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, расположен на сайте РСА в сети «Интернет» по адресу: www.autoins.ru/ru/about_rsa/members/.
Следует отметить, что обязанность заключить договор ОСАГО возникает у страховщика только после представления страхователем документов, предусмотренных законодательством об обязательном страховании:
- заявления о заключении договора обязательного страхования по установленной форме;
- паспорта или иного удостоверяющего личность документа;
- документа о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
- водительского удостоверения или копии водительского удостоверения
лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если
договор обязательного страхования заключается при условии, что к
управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
- диагностической карты, содержащей сведения о соответствии
транспортного средства обязательным требованиям безопасности
транспортных средств.
Форма заявления о заключении договора ОСАГО установлена Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приложена к настоящему письму.
Согласно п. 1.8 Правил вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь предоставляет страховщику сведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.
Сведения о страховании не предоставляются лицом, заключающим договор обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.
В соответствии с п. 1.17 Правил по окончании срока действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю, лицу, риск ответственности которого был застрахован по такому договору обязательного страхования, сведения о страховании. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в пятидневный срок с даты соответствующего письменного обращения,
В соответствии с п. 1.5 Правил страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ.
Заявление о заключении договора страхования, с приложением всех необходимых документов, может быть подано страховщику любым доступным способом, позволяющим установить факт получения документов страховщиком.
Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона № 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.
Относительно сроков рассмотрения заявления при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств следует отметить следующее.
Законодательством Российской Федерации, регулирующим обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сроки рассмотрения заявления о заключении договора ОСАГО не установлены.
В то же время, в соответствии с п. 1.4 Правил страховой полис обязательного страхования выдается страхователю в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными деньгами, а в случае уплаты страховой премии в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет.
Согласно п. 2.1 Правил страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащий уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочий дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя.
В части навязывания страховой организацией дополнительных услуг, в том числе прохождения технического осмотра транспортного средства у указанного страховщиком оператора (при наличии действующей диагностической карты или талона технического осмотра), необходимо упомянуть следующее.
Добровольное страхование основывается на свободном волеизъявлении сторон. Правоотношения по добровольному страхованию возникают в силу договора. Понуждение к заключению договора, в том числе договора на оказание услуг технического осмотра, не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 170-ФЗ технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
В случае отказа страховой организации в заключении договора ОСАГО, при условии подачи заявления о заключении договора ОСАГО и всех необходимых документов, гражданин вправе обратиться в прокуратуру, предоставив документы (копии документов), подтверждающие принятие страховой организацией вышеназванных документов (отметка сотрудника страховой организации о принятии документов, уведомление о вручении документов и т.д.), а также, при наличии, письменный отказ страховой организации в заключении договора ОСАГО.
При отсутствии документов, подтверждающих отказ страховой организации заключить договор ОСАГО, либо навязывание дополнительных услуг, возможно представление в прокуратуру иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства (пояснения присутствовавших лиц, видеоматериалы).
Во исполнение приказа прокурора Оренбургской области от 11.07.2011 №96 «О разграничении компетенции территориальных и специализированных прокуратур Оренбургской области» в период 2014 года в области охраны окружающей среды и природопользования прокуратурой района было выявлено 85 нарушений (АППГ – 116), в суды направлен 1 исковое заявление (6), удовлетворено 1 исковое заявление (6), внесено 23 представления (23), по результатам рассмотрения которых 17 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (11), по постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности – 4 (13).
Указанные нарушения выявлялись по различным направлениям надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.
Так, прокуратурой Тоцкого района проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории законодательства об охране окружающей среды в деятельности ИП Лялиной Н.А.
Вышеуказанный предприниматель Лялина Н.А. эксплуатирует на территории района автозаправочную станцию на праве собственности, свидетельство от 24.06.2010. Площадь земельного участка 12.9 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2010.
На территории автозаправочной станции расположены: операторная, наземные резервуары – 2 ед. (емкость одного резервуара 8,5 м.куб.), две топливно-раздаточные колонки на один пистолет каждая, пожарный резервуар. На каждом резервуаре расположено по одному дыхательному клапану, т.е. всего 2 на всю заправочную станцию.
В нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ИП Лялина Н.А. осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников без специального разрешения.
Таким образом, в действиях ИП Лялиной Н.А. усматривались признаки административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в этой связи прокуратурой района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ИП Лялиной Н.А. предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, которая в последующем привлечена к административной ответственности и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 31 000 рублей.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований природоохранного законодательства в части внесения в установленные законом сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, также установлены нарушения исполнения вышеуказанных требований.
Так установлено, что ООО «Деметра» в нарушение части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не производятся в установленном порядке ежеквартальные расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежи в установленные сроки не вносятся, в этой связи прокуратурой района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Деметра». предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, который в последующем привлечен к административной ответственности и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 500 рублей.
В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о пожарной и санитарной безопасности в лесах на территории района, установлено, что в районе автодорог: подъезд к с.Кирсановка от а/д Пристанционный – Богдановка и подъезд к с.Кирсановка от а/д подъезд к г.Оренбургу от а/д М-5 «Урал» (Самара - Оренбург), осуществлялось выкорчевывание древесно-кустарниковой растительности Тоцким дорожным управлением «Оренбургремдорстрой» в осенний период 2013 года и до апреля 2014 года вышеуказанная растительность не вывезена.
По итогам проверки в адрес руководителя ГКУ «Сорочинское лесничество» и начальника ОНД по Тоцкому району внесены представления об устранении выявленных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, которые впоследствии рассмотрены и два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности – объявлено замечание.
В ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства муниципального образования «Кирсановский сельсовет». выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в сфере лесопользования.
Так постановлением главы Тоцкого района от 11.06.09 №440-п лесные насаждения на территории общей площадью 536 га, были переданы МО «Кирсановский сельсовет».
Проверка прокуратуры района показала, что приемка вышеуказанных лесных насаждений не проводилась, мероприятия по государственному и кадастровому учёту, лесоустройству, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента по ведению государственного лесного реестра, муниципальному лесному контролю не проводились.
В этой связи в прокуратурой района в Тоцкий районный суд направлено исковое заявление об обязании принять меры к устранению нарушений лесного законодательства в отношении городских лесов. По итогам рассмотрения данного искового заявления судом в полном объеме требования прокурора были удовлетворены.
За истекший период 2014 года зарегистрировано два сообщения о преступлениях в сфере экологии, по итогам рассмотрения данных сообщений возбуждено 1 уголовное дело по факту спила дерева породы дуб общим объемом 0,216 куб.м.
Данное уголовное дело рассмотрено в мировом суде Тоцкого района, виновное лицо привлечено к уголовной ответственности.
Общая экологическая обстановка в районе в настоящее время характеризуется как удовлетворительная.
За истекший период 2015 года прокуратурой района в сфере законодательства о противодействия коррупции выявлено 59 нарушений, принесено 37 протестов, внесено 4 требования, внесено 18 представлений, 1 материал направлен в правоохранительные органы в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ, в Тоцкий районный суд направлено 3 исковых заявления.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы установлено, что распространенным коррупциогенным фактором, на территории района является коррупциогенный фактор, предусмотренный п.«а» ст. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96.
Так, в отчетном периоде изучено постановление главы МО Богдановский сельсовет от 26.12.2013 № 119-п, которым утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования и членов их семей в сети «Интернет» на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования (далее по тексту - Порядок).
Антикоррупционной экспертизой, проведенной прокуратурой района, установлено, что в нарушение ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613, в исследуемом Порядке отсутствовало положение, обязывающее муниципальных служащих сельсовета опубликовывать в сети «Интернет» сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Неправомерное сужение объема сведений, подлежащих опубликованию в сети «Интернет» порождает коррупциогенный фактор предусмотренный п.«а» ст. 3 Методики, а именно ведет к широте дискреционных полномочий - отсутствию условий и оснований принятия решения органом или должностным лицом местного самоуправления.
Во всех случаях обнаружения противоречащих закону нормативных актов, прокуратурой района принесены протесты.
Помимо изложенного прокуратурой района проводился анализ личных дел сотрудников администраций муниципальных образований района. По результатам анализа материалов проверок, установлено, что наиболее распространенными нарушениями в указанной сфере является неполнота отражаемых сведений, представляемых в справках о доходах и расходах.
Так, отдельными специалистами администраций не было указано о всех имеющихся в собственности земельных паях. В некоторых случаях в справках не отражались имеющиеся в собственности автомобили.
В то же время указанные факты являются недопустимыми и в силу действующего антикоррупционного законодательства могут служить основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
В целях недопущения подобного впредь прокуратурой района внесены представления.
В сфере законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ выявлены следующие нарушения.
Установлено, что в нарушение ч.1 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ администрация МО Пристанционный сельсовет Тоцкого района за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 не осуществило ни одной закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что составило менее 15% совокупного годового объема закупок администрации муниципального образования «Пристанционный сельсовет» Тоцкого района Оренбургской области.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности МО Кирсановский сельсовет, деятельности ОМВД России по Тоцкому району, ГБУЗ «Тоцкая РБ» и др.
Во всех случаях внесены представления (всего 9), 5 из которых рассмотрены и удовлетворены, 5 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Остальные представления находятся на стадии рассмотрения.
В отношении ответственных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 11 ст.7.30 КоАП РФ (всего 10), в настоящее время УФАС России по Оренбургской области рассмотрено 3 постановления, ответственным лицам назначено наказания в виде административных штрафов. 7 постановлений находится на стадии рассмотрения.
В отчетном периоде прокуратурой района направлено исковое заявления о взыскании с Верич Е.В. незаконно полученных денежных средств.
Так, 14 октября 2014 года Тоцким районным судом постановлен обвинительный приговор в отношении Верич Елены Викторовны за совершение трех преступлений предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ и двух преступлений предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ.
Преступными действиями Верич Е.В. бюджету муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области причинив материальный ущерб на общую сумму в размере 31981 рубль 60 копеек.
До рассмотрения дела судом и постановления приговора Верич Е.В. частично возместила причиненный ущерб в сумме 10000 рублей.
В настоящее время исковое заявление прокурора района удовлетворено в полном объеме. В соответствии с решением Мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Саранска в счет возмещения ущерба, причиненного бюджету Муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, Верич Е.В. надлежит возместить денежные средства в размере 21981 рубль 60 копеек.
Кроме того, прокуратурой района ведется исковая работа, направленная на прекращение функционирования сайтов и страниц в сети «Интернет» несущих пропаганду коррупционных преступлений и правонарушений. В истекшем периоде в суд направлено 2 исковых заявления, которые рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.
Эффективные проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции проведены в сфере образования.
Так, установлено что Мелешко Ю.Н. являясь должностным лицом - заведующей Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Алёнушка» (далее МАДОУ детский сад «Алёнушка»), будучи полным и единоличным ответственным лицом за руководство и управление деятельностью МАДОУ детский сад «Алёнушка», в период времени с 01.07.2013 по 31.01.2015, действуя умышленно, из корыстных побуждений, незаконно, используя свое служебное положение, путем обмана и злоупотребления доверием работников районного отдела образования администрации Тоцкого района Оренбургской области, фиктивно трудоустроила в МАДОУ детский сад «Алёнушка» 6 работников, заведомо зная, что указанные лица трудовые обязанности в МАДОУ детский сад «Алёнушка» выполнять не будут, ежемесячно утверждала табеля учёта использования рабочего времени и расчёта заработной платы, а также платёжные ведомости, получив в последствии за указанных лиц в кассе районного отдела образования администрации Тоцкого района Оренбургской области заработную плату в общей сумме 411661 рубль 80 копеек, из которых 344982 рубля 70 копеек потратила на свои личные нужды.
В целях привлечения виновного лица к уголовной ответственности, прокуратурой района в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ материалы проверки направлены в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
По результатам рассмотрения данных материалов возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время находится на рассмотрении в суде.